Завершаем серию интервью с Леной Григорьевой, в третьей его части были заданы вопросы по деятельности Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией в мировом масштабе: о кризисе, об имидже и о политике развития.
— Глобальный фонд сейчас в кризисе в связи с различными обстоятельствами, в том числе из-за того, что не единожды его обвиняли в разворовывании средств, неэффективном их использовании и т.д.? Какие из этих обвинений были признаны самой структурой?
— В конце января этого года в ряде печатных СМИ прошли публикации, посвященные «нецелевому использованию средств Глобального фонда в ряде стран». Глобальный Фонд оперативно отреагировал на эти некомпетентные публикации и выпустил официальное заявление, отражающее реальную ситуацию и информирующее о безотлагательных мерах, принимаемых Глобальным Фондом в отношении выявления и пресечения фактов коррупции (см. Заявление Глобального фонда о злоупотреблениях в связи с использованием средств в некоторых странах).
Так же со своей стороны представители гражданского общества и организаций из различных стран мира (в том числе из стран нашего региона), занимающихся вопросами профилактики и лечения трех заболеваний, опубликовали ряд открытых писем и петиций в поддержку Глобального Фонда. В них они выразили данной организации свое полное доверие и солидарность с ее антикоррупционной политикой ( см. Совместное заявление RESULTS Canada, Canadian HIV/AIDS Legal Network и Interagency Coalition on AIDS and Development. и Петиция в поддержку Глобального Фонда от представителей стран Восточной Европы и Центральной Азии).
В связи с данной ситуацией, во время своих рабочих встреч в ходе проведения 22-го заседания Правления Исполнительный Директор Глобального Фонда д-р Мишель Казачкин обратился к членам Делегаций в Правлении Глобального Фонда, представляющим интересы гражданского общества, не оставаться в стороне и занимать активную позицию оказывая помощь Глобальному фонду в усилению планов реформирования процессов менеджмента грантов и эффективности их работы на страновых уровнях. Эти усилия будут способствовать предотвращению злоупотреблений средствами Фонда в будущем, — убежден М.Казачкин. Усиление роли гражданского общества в этих процессах поможет Глобальному Фонду более эффективно реализовывать грантовые средства и бороться с коррупцией.
С 10 по 13 марта этого года состоится очередная организационная встреча членов Делегации НКО развивающихся стран, в состав которой входят представители НКО из стран нашего региона: Анастасия Соловьёва, Алёна Пёрышкина (Россия), я — Лена Григорьева (Беларусь). Среди прочих вопросов, в рамках встречи будут обсуждены возможности и механизмы усиления мониторинговой функции гражданского общества в развивающихся странах.
— И как можно оценивать данные действия?
То, что Глобальный Фонд открыто говорит об имевших место быть коррупционных действиях и украденных средствах и называет конкретные суммы – признак демократии не на бумаге, а в реальности. У меня лично больше доверия к Фонду после этого, нежели ужаса от его неработоспособности.
Глобальный фонд – уникальный для мира механизм. Впервые создана реальная площадка не просто для выступлений по конкретной проблеме, а реальной работы во имя спасения тысяч жизней.
— Есть ли риск, что Глобальный фонд вообще прекратит свое существование и его заменят более локальные фонды, которым легче контролировать расход средств и их целевое использование?
— Риск есть всегда. И во всем. Даже в том, что мое интервью принесет больше вреда, чем пользы. Если честно, когда на заседании Правления я услышала решение о том, что исполнительному директору фонда М.Казачкину продлили контракт на 3 года и 3 месяца в то время как максимальная длительность контракта 3 года, у меня была одна мысль: видимо, именно столько и осталось существовать Глобальному фонду.
Но сейчас в Фонде идут очень активные работы по повышению эффективности его деятельности. Создана даже внутри Правления такая специальная группа, которая в течение этих полугода (между 22ми 23м заседаниями Правления) практически ежедневно совещается, разрабатывает документы, процедуры, анализирует ситуацию. Скоро мы узнаем о результатах её работы – ведь очередное заседание Правления уже в мае 2011.
Для меня Глобальный фонд – это, во-первых, партнерство; во-вторых, – инструмент адвокативного влияния; а уже в-третьих – кошелек с деньгами.
ОБ АВТОРЕ. Лена Григорьева, Республиканское общественное объединение «Белорусское сообщество людей живущих с ВИЧ», член Делегации НГО развивающихся стран Правления Глобального фонда для борьбы с ВИЧ, туберкулезом и малярией, Экспертной группы ООН по ПИН, Европейской группы по лечению ВИЧ, Европейского консультативного совета сообществ ЛЖВ, координатор Белорусского консультативного совета сообществ ЛЖВ, член Координационного Совета международного партнерства «ВИЧ.Действие.Европа», фокал-пойнт от Беларуси в международной организации «ВИЧ-Европа».
Специально для belaids.net
(!) Мнение эксперта может не совпадать с мнением редакции сайта и официальной позицией Ассоциации некоммерческих организаций по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИДа «БелСеть антиСПИД»
Pingback: Локально о глобальном: острые вопросы о Глобальном фонде… (Часть 2. УХОД) | Блог ОО "ХСВМ"